Статьи

Осуществить мечту Пушкина

2023-06-29 04:47
Наш разговор с писателем, переводчиком, антропологом, основателем Института путешествий Игорем Сидом произошёл во время удивительных событий в сфере российских связей с#nbsp;африканскими странами. Недавно прошла парламентская конференция «Россия — Африка», в Россию приезжают государственные деятели, организуют курсы изучения африканских языков; прошла новость, что в российских школах будут изучать суахили и амхарский... Об этом и о других аспектах российскоафриканских отношений c#nbsp;Игорем Сидом беседовала Валерия Ахметьева.

Игорь Сид: Первые наши контакты с африканцами теряются в#nbsp;тумане времён. Афанасий Никитин в своём знаменитом коммерческом трипе посетил побережье Африканского Рога#nbsp;— пять с половиной столетий назад. Есть, в частности, предположение, что 400#nbsp;лет назад в свите Марины Мнишек, приехавшей в#nbsp;Россию, был арапчонок#nbsp;— а#nbsp;«арапами» у нас, как известно, называли уроженцев солнечного континента. И мы точно знаем, что африканцем был прадедушка «нашего всего». Долго считалось, что Абрам Ганнибал родом из Абиссинии#nbsp;— древней и#nbsp;нынешней Эфиопии,#nbsp;— однако бенинский исследователь Дьёдонне Гнамманку в середине 1990-х доказал, что тот был похищен в#nbsp;детстве работорговцами на территории нынешнего Камеруна. На камерунской стороне озера Чад находятся города, упомянутые в#nbsp;краткой автобиографии Ганнибала. Бенинец не стал доказывать, что великий человек родом из его собственной страны: версия убедительна как минимум научной беспристрастностью...

Ближе к нашим временам, в последней трети XIX#nbsp;века с Африкой взаимодействовали различные наши авантюристы — опять же, через Абиссинию. Тема эта сейчас набирает популярность. В том числе в рамках нашего цикла вечеров «Африканская библиотека» говорилось о#nbsp;пассионарных россиянах, которые уже тогда начинали изучать Африку. Даже казак Ашинов создал первый русско‑амхарский словарик. А#nbsp;главное#nbsp;— они подставляли плечо местным правителям, помогали в сопротивлении колонизации, как консультанты, военные наставники, эксперты-географы.

В XX веке развитие отношений пошло по экспоненте. Октябрьская революция пробудила такие тектонические процессы, что пошли трещины по всей старой системе мироустройства. Лопались каркасы колониальных империй. Можно спорить, были ли мы правы в#nbsp;1917#nbsp;году с этим историческим экспериментом, но многие смотрели на нас с надеждой. Как бы трудно у нас ни шло или криво#nbsp;— позитивные наши достижения можно было полезным образом применить в Африке.

И уже в 1950-е годы всё это стало срабатывать. 1960‑й#nbsp;— «Год Африки»#nbsp;— считается ключевым, поскольку в этом году объявило о#nbsp;независимости самое большое число африканских стран, распрямлявших плечи.

- Чем объяснить дружбу, действительно существовавшую между советскими людьми и африканцами?

Игорь Сид: Природа, а может быть, Господь Бог, а может быть, его антагонист, наделили европейскую расу и#nbsp;африканцев‑бантоидов максимально узнаваемым взаимным образом Чужого. Предельная разница в цвете кожи#nbsp;— это так удобно для проявлений ксенофобии... И есть чудесная книга шведского писателя Свена Линдквиста «Уничтожьте всех дикарей». Там раскрывается психологическая основа завоевания нынешнего третьего мира первым. Блага цивилизации автоматически воспринимаются человеком как технологическая возможность подавлять, грабить, унижать#nbsp;— в#nbsp;нашей природе это, к сожалению, заложено.

Но, работая над собой, человек может от этого избавляться. Идейные конструкции могут служить как бы лестницей#nbsp;— для выхода из этого ада вечного взаимного подавления и вражды. И#nbsp;если человек нацелен, например, на мировой коммунизм, встреча с кем-то очень другим вызовет у него только позитивные эмоции и#nbsp;устремления. Поэтому дружба наших людей с#nbsp;жителями африканских стран в#nbsp;советскую эпоху#nbsp;— не просто исторический факт, а#nbsp;огромное достижение.

Я сам дитя этой дружбы. Когда мне было шесть и#nbsp;семь лет, жил в#nbsp;Северной Африке: отец-физик консультировал строительство металлургического комплекса Эль-Хаджар в Алжире.

- Изменилась ли эта ситуация в#nbsp;постсоветское время?

Игорь Сид: Когда в 2000 году мы маленькой командой занялись культурными связями с#nbsp;Африкой и создали портал африканских проектов Africana.ru, к нам вскоре пришёл молодой человек, искренне интересовавшийся Африкой, и#nbsp;несколько лет с#nbsp;нами работал. Он рассказывал, что, не зная, как приблизиться к#nbsp;африканцам, поначалу пошёл к скинхедам: чтобы драться с#nbsp;африканцами#nbsp;— и так с ними познакомиться. Я#nbsp;понял, как правы те историки‑упрощенцы, которые говорят, что война#nbsp;— это разновидность коммуникации.

- Расскажите, пожалуйста, о роли Африки в#nbsp;построении современных интеллектуальных конструкций.

Игорь Сид: При создании Декларации прав человека использовались не только британские, американские и#nbsp;французские документы, связанные с этой темой, но и#nbsp;опередившие их на четыре-пять столетий тезисы так называемой Манденской хартии, или хартии «Курукан-Фуга», принятой в#nbsp;начале XIII века. Тогдашняя западноафриканская государственная машина (империя Мали) впервые выдвинула правила достойной человеческой жизни. Более древние, казалось бы, европейские и#nbsp;азиатские цивилизации озаботились этим почему-то намного позже.

- Удивительно, но это почти забытый факт. В#nbsp;русской «Википедии», например, про это вообще ничего не сказано.

Игорь Сид: Поражает гигантский хронологический разрыв между этими родственными феноменами#nbsp;— Манденской хартией и#nbsp;Биллями о правах, то, насколько африканская идея древнее. Но мы#nbsp;— и Россия, и#nbsp;Запад#nbsp;— привыкли считать, что базисные структуры современной цивилизации построены без участия Африки.

Сейчас делается очередная попытка возобновления связей с#nbsp;Африкой,#nbsp;— чему, в#nbsp;частности, была посвящена прошедшая в#nbsp;марте парламентская конференция «Россия#nbsp;— Африка».

- Вернётся ли Россия в Африке на место СССР?

Игорь Сид: Не уверен, что есть возможность вновь занять ту огромную нишу, которую занимал в Африке Советский Союз. Опустевшее место главного экономического партнёра постарался занять Китай, и начал это ещё в 1990‑х. Но я#nbsp;уверен, что мы сможем стать важнейшими партнёрами стран Африки как минимум в#nbsp;культурном и интеллектуальном планах#nbsp;— начиная с#nbsp;образовательной и научной сфер.

- Расскажите, пожалуйста, о первой африканской выставке, в организации которой вы принимали участие.

Игорь Сид: Российский Государственный музей Востока более полувека собирал замечательную коллекцию. Но эти экспонаты никогда не выставлялись: у музея попросту не хватало ресурсов, чтобы издать достойный каталог выставки. Однако новичкам везёт: я переговорил от имени свежесозданного Africana.ru с#nbsp;российским представительством De#nbsp;Beers, и они сразу выделили необходимую сумму. Потом под руководством историка Светланы Берзиной долго шла кропотливая работа по фотографированию экспонатов; каталог готовила дизайнер Полина Вахотина. Выставка «Образы Тропической Африки» прошла осенью 2001#nbsp;года.

Это была первая выставка африканской коллекции Музея Востока#nbsp;— а также первая и,#nbsp;насколько знаю, единственная помощь De#nbsp;Beers в#nbsp;России африканскому проекту. Корпорация предпочитала помогать нашему балету, опере и#nbsp;тому подобному.

- Существуют ли сейчас российско-африканские культурные проекты?

Игорь Сид: Один из самых необычных проектов, «Африка Пушкина» осуществлён в#nbsp;2021#nbsp;году. Его инициировали музыканты#nbsp;— основатель группы «Африканда» Павел Коротков и#nbsp;фольклорист Максим Дмитриенко. Я отвечал за концептуальную часть. Министерство просвещения выделило грант на двухнедельную поездку шести российских деятелей культуры и#nbsp;науки в Сенегал и#nbsp;Гвинею. Но в Гвинее произошёл военный переворот, мы решили не рисковать и взамен отправились в Мали.

Проект получился синкретический и#nbsp;многоплановый. Я называл его «фольклорной экспедицией», музыканты считали «фестивалем». Они сейшенили от души с#nbsp;местными исполнителями, а#nbsp;мы с#nbsp;петербургским филологом и антропологом Светланой Адоньевой читали лекции в университетах. Она#nbsp;— о русском фольклоре, о#nbsp;бытовых ритуалах, я — о «другой антропологии»: теории путешествий, геопоэтике, философии растений. Первая лекция в#nbsp;обеих странах была о том, что этой экспедицией мы осуществляем мечту Пушкина, который был невыездной, — но при этом Африку называл своей.

- Расскажите, пожалуйста, об издательских планах Института путешествий, о#nbsp;«Библиотеке Африкана».

Игорь Сид: Книжную серию «Библиотека Африкана» мы открыли книгой Елены Евиной‑Бартоломеу об Анголе. Далее в планах#nbsp;— публицистический роман сенегальского дипломата о#nbsp;драматической судьбе африканского выпускника Университета Лумумбы, «Алжирский дневник» переводчицы из СССР, монография польской славистки о влиянии Достоевского на творчество южноафриканца Джона Кутзее...

Печатается по: Осуществить мечту Пушкина. Беседа Валерии Ахметьевой с#nbsp;Игорем Сидом#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;6. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;37.