Статьи

Спас-Камень

Культмассовые мероприятия на вольном воздухе и коллективные выезды на природу — дело, безусловно, полезное, особенно в свете актуальной нынче проповеди новой (старой) корпоративной этики, когда «все вместе, все дружно», и довольно агрессивной политики туроператоров. Однако есть в нашем Отечестве земли, где подобная схема не работает, потому что экскурсионное обслуживание и уединение — две вещи несовместные. При том что уединение не является синонимом затворничества, а затерянность — покинутости. Речь в данном случае идёт о заповедных местах Воло­год­чины, о Спасо‑Каменном монастыре, побывать в котором нужно в одиночестве, ведь древняя история проходит именно через твоё сердце, а не через коллективный разум «группы товарищей».
Когда в один из дней 1571 го­да грозный царь Иван Васильевич вошёл в только что построенный Софийский собор в Вологде, то откуда‑то сверху к его ногам упал камень и с великим грохотом разлетелся на куски. Тут же, что и понятно, поднялся шум, крики, царя бросились спасать, а он выбежал вон и в гневе стал грозить кулаком величественному сооружению, в страхе помышляя о том, что могло бы быть, если бы камень всё‑таки попал ему в голову, закрывал глаза и видел себя лежащим на полу в луже крови, а ещё видел всю свою свиту, смеющуюся над его хладным трупом, мол, «поделом, поделом», мол, «Бог шельму метит».
Тут же разнеслись слухи, что Иоанн IѴ Васильевич, пребывая в страшной и праведной ярости, решил разобрать собор, усмотрев в происшедшем недоразумении дурной знак, однако был настолько напуган, что спешно покинул город, так и оставив своё решение без исполнения.
Ещё какое‑то время Вологда, памятуя о Новгородском погроме Иоан­на Васильевича, находилась в оцепенении и страхе, ожидая своей незавидной участи, но каким‑то чудом буря тогда прошла стороной, и Софийский собор сохранился. Он был освящён уже после смерти грозного царя, при его сыне Фёдоре Иоанновиче в 1587 году.
Так выходило, что камень, упавший с высоты более 50 метров и чудом не убивший Ивана Грозного, сам того не ведая, спас Вологду от царева гнева, отвёл от города судьбу северной опричной столицы, судьбу, как покажет русская Смута 1598 – 1613 годов, незавидную.
Эту историю, думается, слышал всякий, кто с экскурсией посещал храм, входящий в состав Вологодского государственного историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.
Однако мало кто знает, что словосочетание «Спас камень» на Вологодчине, вернее, в её Белозерской части, имеет ещё одни смысл, ещё одну, куда более древнюю, историю.
Всё началось здесь в августе 1260 года, когда Белозерский князь Глеб Василькович, совершая плавание по Кубенскому озеру, расположенному в 20 с лишним верстах от Вологды, попал в страшной силы шторм. Единственным упованием князя стала молитва, потому как многие ладьи, сопровождавшие его, были потоплены, а спутники его поглощены разбушевавшейся стихией. Согласно преданию, спасение Глеб Василькович нашёл на небольшом каменистом острове, куда его, полуживого, выбросили озверевшие волны. А так как произошло это в день Преображения Господня, то основанная на месте спасения князя обитель (одна из древнейших на Русском Севере) получила название Спасо‑Пре­обра­жен­ской Каменской островной — впоследствии Спасо‑Преображен­ской Белавинской — пустыни, вошедшей в русскую историю как Спас‑Камень.
Со временем «Спас‑Камень» стал не столько топонимическим термином, сколько метафорой всего северного бытования, своеобразным парафразом знаменитой пословицы: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Не оплошать и после неоднократных неудачных попыток добраться до островного монастыря автору этих строк удалось только весной 1990 года.
Время электронных навигаторов и сетевой логистики тогда ещё не наступило, и потому единственным источником более или менее достоверной информации об удалённых и труднодоступных населённых пунктах были водители междугородных автобусов. О Спас‑Камне, разумеется, никто не знал, но выяснилось, что вологодские рыбаки часто ездят в Устье‑Кубенское, откуда на моторах выходят в озеро, на котором якобы есть остров. Разумеется, никаких гарантий, что это именно Спас‑Каменный, не было, но выбирать не приходилось, и я поехал.
Устье оказалось весьма живописным селом, некогда отстроенным купцами, занимавшимися в этих краях судостроением и гончарным делом, а также торговавшими рыбой, лесом и кружевами (вологодско‑кубенскими, надо полагать).
Сомнения в том, что это именно то место, откуда можно добраться до каменного острова, рассеялись после того, как на доске объявлений, прибитой к наглухо закрытым дверям Вознесенской церкви, давно превращённой в склад, я обнаружил объявление: «Вожу на Спас‑Камень. Ул. Комсомольская, 4. ­Сергей».
По указанному адресу располагался лодочный сарай, из‑за весеннего половодья наполовину ушедший в воду, баня, более походившая на закопчённый блиндаж, и крытый рубероидом навес над верстаком, за которым сидел упомянутый выше Сергей и пил чай, а так как на улице было довольно свежо, то поднимавшийся из алюминиевой кружки пар выглядел весьма живописно.
С мотористом сговорились быс­тро и протоками вышли в устье Кубены (отсюда и название села), откуда до острова оказалось около 20 минут.
На подходе к острову Сергей заглушил мотор и сел на вёсла. По абсолютно неподвижной, стеклянной глади воды куски льда степенно обтекали корпус лодки, проплывали медленно, как обрывки кучевых облаков, едва слышно ударялись в дюралевые борта, уходили под днище, выныривали, кувыркались, коверкая отражение колокольни, которая словно бы вырастала из обледеневшей груды кирпичей, оставшейся здесь ещё после взрыва Спасо‑Преображенского монастырского собора в 1935 году.
Это и был Спас‑Каменный.
Зрелище немыслимое и фантастическое — чудом сохранившиеся постройки XѴI ве­ка как бы висели в воздухе, в полной и абсолютной тишине, царившей вокруг...
С той поездки 1990 года прошло 30 с лишним лет.
За это время здесь многое изменилось. Стараниями Александра Асафова, Александра Плигина, архиепископа Максимилиана (Лазаренко), мит­ро­по­ли­та Игнатия (Депутатова), игумена Дио­ни­сия (Воздвиженского) началось восстановление древней обители. Полностью восстановлены братский корпус, монастырская гостиница, монастырская спасательная станция, Успенская церковь, «иже под колоколы», где совершаются службы, ведётся разбор руин Спасо‑Преображенского собора.
О Спас‑Камне заговорили. К нему теперь возят паломников из Москвы и туристов из Вологды, о нём снимают документальные фильмы, его фотографируют, ему посвящают книги.
Не оплошали и устьяне — кроме того, что теперь зимой мотористы пересаживаются со своих «казанок» на снего­ходы Bombardier и по льду Кубенского озера доставляют всех желающих на остров, на сельской набережной установили памятный знак — ледникового происхождения валун — в честь посещения в 1545 году Устья Кубенского Иваном Грозным. Та остановка в селе оказалась вынужденной — намерение помолиться в древнем островном монастыре было нарушено лютым штормом (вспомним белозерского князя Глеба Васильковича). Усмот­рев в этом дурное предзнаменование (государь, как известно, был очень мнителен), Иоанн Васильевич IѴ вернулся в Москву (до событий, описанных в начале этой статьи, оставалось 26 лет).
И вновь получается, что спас Спас‑Камень от верной погибели, но на сей раз уже юного царя, которому в 1545 году было всего
15 лет.
А может быть, просто не пожелал увидеть в своих стенах будущего грозного владыку?
Может быть... Кто знает.
Вологодская область – Москва.
Печатается по: Максим Гуреев. Спас-Камень // Мир Музея. 2023. №12. С. 2 – 5.
На илл.: Собор преподобных отцев Спасо‑Каменного монастыря. ХХ в. Преп. Пахомий Свято­лук­ский, Александр Куштский, Пётр чудо­тво­рец, ­Иоасаф Спасо­­камен­­ский, Евфимий Сянжемский, Василий блаженный, Кассиан игумен, Дио­ни­сий Глушицкий.

На обложке: Монастырь во время половодья. Фото 2019 г.