Статьи

100 дней

По всей Турции начиная с 29 октября 2023 года 100 дней подряд отмечается 100‑летие образования республики. В этот день в 1923 году официально распалась Османская империя, были внесены поправки в конституцию, столица была перенесена из Стамбула в Анкару, а главой нового государства стал Мустафа Кемаль (Ататюрк — отец всех турок).
Праздник республики цветёт в каждом турецком городе алыми флагами со звездой и полумесяцем, но особенно широко отмечается в многомиллионном Стамбуле. Все улицы завешены растяжками с приветственными надписями, на фасадах и стенах исторических зданий можно увидеть фотографии событий прошлого столетия: самой революции и первых дней праздника победы; Мустафы Кемаля с семьёй или с соратниками, иногда с военными. Пока волшебный город перетекает вечерними огнями из одной части света в другую, тёмное ночное небо озаряется салютом, в каждом музее подготовлены экспозиции, приуроченные к празднику.
Византийская цистерна (Yerebatan sarnici) базиликальной формы — с 336 колоннами. Неожиданно неприметный вход ведёт в это огромное подземное городское водо­хра­ни­ли­ще, связанное сетью глиняных труб с дворцами и храмами, с другими цистернами и жилыми домами. Холодной осенью внутри кажется тепло, как в бассейне, от водяного пара одежда пристаёт к коже, но пол покрыт водой не больше чем на полметра. Где же те гигантские запасы воды, что питали город Константина Великого?
Длина этого строения — 145 метров, ширина — 65. Однако от современного зрителя надежными бетонными перекрытиями скрыты два нижних этажа, что позволяет не бояться провалов и сделать посещение безопасным. Потолок Цистерны поддерживают 12 рядов по 28 колонн, отшлифованных или грубо обработанных, цельных или собранных из кусков античных построек, кое‑где с ордером, кое‑где без, таинственно мерцающих разными гранями сколов, надписей и барельефов, выхваченных с разных сторон светом и цветом современного лазера. Зрители ходят по специальному помосту над водой и то тут, то там натыкаются на необычные скульптуры современных художников. Где‑то светятся люминесцентные морские гады, где‑то разминаются атлеты, вдруг к зрителю тянутся чьи‑то призрачные руки, сестра горгоны сидит на утёсе — её не было видно ещё секунду назад, лишь тень плясала на соседней стене змеями волос.
Жадный взгляд гостя не успевает запутаться меж колонн, как упирается в накрытый стол. Не так... Королевский стол. Королевский фуршетный стол, полный разнообразных турецких блюд. Фрукты, сухофрукты, ягоды и разносолы, хлеба и закуски, сладости и пудинги, красная тягучая жидкость, похожая вкусом на гибискус, разлита по малюсеньким рюмочкам, сыры и колбасы останавливают взгляд. «Это правительственный ужин», — на ломаном английском доверительно сообщает щедрый официант. Что ж, сразу видно — правительственный! «Можно сфотографировать?» Владеющие турецким языком посетители подсказывают: «Это ужин для всех гостей музея, он субсидируется правительством. Стол будут накрывать по вечерам в течение 100 дней в честь празднования столетия образования Турецкой республики».
Стамбул – Москва . Фото автора (ноябрь 2023 г.).
Печатается по: Дарья Сабинина. 100 дней // Мир Музея. 2024. №1. С. 21.
На фото: Турецкий художник Али Абайоглы работает с современными, в том числе промышленными, технологиями. Его работа «Медузы» (2022; сталь, стекло), выставленная в музее Цистерна, создана методом литья под давлением по технологии горячего синтеза.