Статьи

От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла

Одно из самых интересных средневековых зданий в Солсбери (кроме Солсберийского собора с его всемирно известным 123‑метровым шпилем) — дом Джона Халле, богатого местного торговца шерстью. Построенный в 1470‑х годах, а ныне используемый в качестве кинотеатра «Одеон», этот дом — редкое сочетание старого и нового.
Солсбери хорошо известен как средневековый рыночный город. Его история началась в 1220 го­ду со строительства собора. К середине XѴ ве­ка население города составляло семь тысяч человек, и половина жителей была занята торговлей шерстью. Одним из них был Джон Халле, видный и богатый человек в округе. В 1446 году Джон Халле стал членом местного совета, а в 1453 году был впервые избран членом парламента от Солс­бе­ри (впоследствии он избирался ещё три раза). Свой дом он начал строить около 1470 года. Умер Джон Халле в 1479 году, а строи­тель­ство через несколько лет завершил его сын Уильям.

Джон Халле отличался вспыльчивым характером. В 1465 году, будучи мэром города, он вступил в земельный спор с солсберийским епископом Ричардом Бошампом и ещё одним местным торговцем Уильямом Свейном. Земля, на которой Свейн хотел построить часовню, принадлежала церкви Святого Томаса, а Джон Халле силой завладел этим участком. Епископ привлёк его к ответственности [1], кроме того, Халле был вызван на суд короля Эдуарда IѴ и Тайного совета, где оказался настолько несговорчив и несдержан, что король отправил его в лондонский Тауэр, поскольку Джон «проявил себя как совершенно глупый человек с бунтарским, вспыльчивым и своевольным нравом».

Совету города Солсбери было предписано назначить нового мэра, но его члены сделать это отказались, и Джон Халле, сидевший в Тауэре, был назначен мэром в четвёртый раз.

Скорее всего, это объяснялось не всенародной симпатией к Халле, а сильной неприязнью жителей к епископу.

В 1470 году Джон откликнулся на призыв графа Уорика собрать армию из 40 человек с целью восстановления на троне Генриха ѴI. Однако после решающих побед Эдуарда IѴ при Барнете и Тьюксбери Халле вновь перешёл на сторону правившего короля.

Его сын Уильям Халле унаследовал бунтарские наклонности отца. В 1483 году он присоединился к восстанию герцога Бекингема против Ричарда III. За свои действия был привлечён к ответственности, но в 1485 году приговор отменили, после чего младший Халле стал членом парламента от Солсбери.

Именно Уильям, завершив отцовское дело, построил потрясающий двухэтажный банкетный зал, который сегодня служит фойе кино­теат­ра.

Чтобы увидеть это настоящее средневековье, нужно просто войти в здание вместе с посетителями.

Тёмные дубовые балки на сводчатом потолке, каменный пол, бросающие всюду цветные блики витражи… Очевидно, что это не совсем обычное фойе кинотеатра. С потолка свисают огромные кованые люстры, а стены украшают щиты и копья. У входа возвышается галерея менестрелей, попасть на которую можно по деревянной лестнице сбоку, но, к сожалению, эта часть здания недоступна для посетителей.

В глубине фойе обращаешь внимание на большой каменный камин с фризом в виде четырёхлистников, на одном из которых изображён торговый знак Джона Халле. Это совершенно аутентичный средневековый камин, хотя он и не находится на своём первоначальном месте (за ним нет дымовой трубы). В окнах сохранились оригинальные витражи, в том числе с геральдическими знаками и торговым клеймом Джона ­Халле.
Из архивных документов известно, что в 1669 году дом был таверной, а в 1816 — 1819 го­дах использовался как часть типографии газеты The Wiltshire Gazette («Уилтширская газета»). В 1834 году здание было отреставрировано Огастесом Пьюджином. Это был один из его первых архитектурных заказов. А в 1881 году к зданию пристроили трёх­этаж­ный фасад в тюдоровском стиле, спроектированный местным архитектором Фредом Уордом. Этот великолепный фасад отлично виден со второго этажа автобуса, поскольку остановка находится прямо у входа в кинотеатр и автобус стоит на ней очень долго, поджидая зрителей после киносеанса.

В XX веке началась «киношная» история дома Джона Халле. В 1931 году показом британской кинокомедии «Вероятность наступления ночи» здесь открылся кино­театр Gaumont Palace. Основной зрительный зал построили в начале того же года: он был рассчитан на 1125 мест в партере и 500 мест в бель­эта­же. Зал был выполнен в тюдоровским стиле по проекту Уильяма Эдварда Трента, перед которым поставили задачу сделать кинозал не похожим ни на один другой кинотеатр Gaumont.

Поэтому балки из стекловолокна были окрашены в тёмно‑коричневый цвет, под стать оригинальным средневековым балкам фойе, а стенную кладку сделали из тёсаных камней, как в Солсберийском соборе. Дизайнер интерьеров Фрэнк Барнс создал более 40 гобеленов с изображениями средневековых сцен охоты, которые вместе с коваными люстрами передавали атмосферу той эпохи. В ресторане, также оформленном в стиле Тюдоров, с деревянными панелями, камином, дубовыми столами и стульями, гостям подавали раз­но­об­раз­ные блюда — ведь в те времена поход в кино значил нечто большее, чем просто ведро поп­корна…

В 1936 году кинотеатр был переименован в Gaumont, а в 1964‑м — в Odeon. Здесь выступали такие звезды, как The Beatles, The Rolling Stones, The Bee Gees, Бадди Холли и другие.
В 1972 году кинотеатр переоборудовали в трёх­заль­ный. В 1986 году он оказался под угрозой закрытия, но благодаря активной кампании местных жителей Odeon удалось спасти. Была проведена грандиозная реконструкция, в ходе которой интерьер был восстановлен с использованием оригинальных красок и штукатурки. В 1993 году в помещении, где раньше находился ресторан, был установлен четвёртый экран, а в 1995‑м — пятый.

Сегодня кинотеатр представляет собой весьма атмосферное здание: чтобы попасть в нужный зал, приходится пробираться по извилистым коридорам, как в кроличьей норе.

Раз в неделю волонтёры проводят экскурсию по кинотеатру и показывают его закулисье, недоступное для тех, кто просто пришёл посмотреть фильм. Например, можно увидеть оригинальный вход в кинотеатр, который сейчас уже не используется. Это большой проход с крошечной деревянной кассой в стене, где приходилось тесниться бедняге‑кассиру, продавая билеты на сеанс. Можно пройтись по тёмным переходам с облупившейся краской на стенах, заглянуть в маленькие комнаты без окон, когда‑то служившие гримёрными для звезд. Теперь здесь хранятся веники, ненужный хлам, и, вероятно, оби­та­ет множество насекомых.
Великобритания. Солсбери.

[1] В капелле Богоматери в церкви Святого Фомы можно увидеть надпись с просьбой помолиться за душу Уильяма Свейна и его жены, а также клеймо купца Свейна, так что можно предположить, что Джон в итоге проиграл борьбу за землю и Уильям смог построить часовню.

Герои нашего рассказа:
Ричард Невилл, 16‑й граф Уорик (Richard Neville, 16th Earl of Warwick, 1428 – 1471) — английский государственный и политический деятель, военачальник.
Посвящён в рыцари королём Генрихом VI Ланкастером. Один из крупнейших английских землевладельцев. Вместе с отцом поддержал герцога Ричарда Йорка (1411 – 1460), провозглашённого в 1453 году протектором королевства. В 1470 году Уорик со своими сторонниками поднял восстание, и Эдуард IV вынужден был бежать во Фландрию, на престоле был восстановлен освобождённый из заключения Генрих VI. Уорик был назначен наместником королевства. Однако в марте 1471 года Эдуард IV вернулся в Англию, и 14 апреля в битве при Барнете войско Лан­кас­те­ров было разбито. Уорик и его младший брат по­гиб­ли. Их тела были выставлены на всеобщее обозрение в лондонском соборе Святого Павла, а затем похоронены в родовой усыпальнице в монастыре в Бишеме (графство Беркшир).

Огастес Пьюджин (Augustus Pugin; 1812 – 1852), английский архитектор, дизайнер и теоретик искусства. Один из лидеров движения «Готического Возрождения» (Gothic Revival) в Англии, автор оформ­ле­ния интерьеров здания Британского парламента, строитель башни Биг‑Бен.

Уильям Эдвард Трент (William Edward Trent, 1874 – 1948) — британский архитектор, специализировавшийся на дизайне кинотеатров.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.
На илл.: Джон Халле. 1565. Гравюра на дереве. Коллекция Welcome.
На обложке: Основной зал кино­теат­ра. Несмотря на современное оборудование, сохранён тюдоровский стиль и изначальный дизайн. Фото 2023 г.
См. также:
Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.